Оптимистическая трагедия зоны не понимания

«Дело глухонемых» спектакль на русском жестовом языке.
Режиссёр Борис Шелковский.
Сценарист и руководитель проекта Владимир Бочаров.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТР ГЛУХИХ на сцене «Петербург-концерта» — Екатерининское Собрание. Премьера 29 октября 2022 года.   
В спектакле «Дело глухонемых» Борис Шелковский обращается к теме трагедии человеческой жизни на изломе истории, в его взгляде на этот сложной многомерный объект исследования, исторической основой и сюжетообразующей компонентой познания выступает один самых мрачных, кровавых фрагментов истории двадцатого века — период сталинских репрессий. В истории культуры события, произошедшие в эти мрачные десятилетия, являются объектом пристального внимания мыслителей науки и искусства, так как многое в них всё ещё не осмыслено и изучено до конца. В реалиях жизни двадцать первого века их мрачные, уродливые лики не скрылись на пыльных полках исторических архивов, не стали эксклюзивным объектом научного познания, сегодня они регулярно проявляются и продолжают оказывать влияние на людей нашего времени, выступать в качестве мощного фактора.
 В мириадах сценических попыток познания драматических ликов эпохи террора и репрессий спектакль «Дело глухонемых» представляет зрителю нашего времени историю в формате док, в которой реальные события, имевшие место в тридцатых годах прошлого столетия, становятся сюжетообразующей основой для спектакля.
В этом сценическом опыте познания трагедии человеческой жизни Шелковский с помощью драматургического зума извлекает из архивов времени небольшой фрагмент реальной истории, которые он воплощает в сценическом пространстве в качестве плоскости нашего познания. В сценической проекции этого фрагмента истории двадцатого века наше внимание сфокусировано на жизни небольшого сообщества, которое объединяет людей, чьи индивидуальные особенности определяют парадигму их взаимоотношения с окружающим миром и пространство их социализации. Диспозиция этого сообщества в общественном пространстве иллюстрирует нам концепцию его восприятия обществом, в ней оно слегка отдалено и отчужденно от других, причина этого дистанцирования в общественном неприятии индивидуальных особенностей этих людей. В общественном пространстве Советской России тридцатых годов двадцатого века, члены этого сообщества — это люди живущее обыкновенной жизнью, такой же как все, но в своих взаимоотношениях они используют язык невербального общения. Эта их особенность ограничивает их пространство социализации, определяет концепцию их общественного восприятия и парадигму их существования и социализации. Власти и общество проводят политику дистанцирования и отгораживается от них стенами Дома Просвета, в жизни персонажей роль этого адреса выходит его за рамки, определённой ему советскими властями функции. В их жизнях пространство этого дома — это микромир, стены которого защищают их от агрессивной среды окружающего мира, его пространство предоставляет им возможность безусловной социализации, также это место для многих из них  явяется символической точкой начала их тернистого пути поиска собственного места в окружающем их мире.
В истории под названием «Дело глухонемых» галерея образов персонажей позволяет нам создать картину этого особого общественного пространства, на ней мы видим молодых, энергичных людей в полном рассвете их сил, их взор устремлён в окружающий их мир, которые они стремятся познать, найти их собственную точку приложения сил и творческого потенциала. В этих устремлениях они подобны миллионам их сверстников, только их индивидуальные особенности делают их путь познания тернистее, сложнее и витиеватее. В их жизнях Дом Просвет занимает особое место его пространство — это маленький островок безопасности и спокойствия, его берега защищают их от суровых волн океана жестокости и насилия.
В реалиях того времени этот маленький островок мира и спокойствия не может быть в стороне от общественно-политических процессов, происходящих в окружающих его мире и смертоносные бури политических вторгаются и репрессий и виртуально разбивают хрупкие стены Дома Просвета. В спектакле «Дело глухонемых» этот момент вторжения предоставляет нам уникальную возможность изучения концепции и паттерна репрессий. Этот временной отрезок истории показывает Картина жизни сообщества Дома Просвета на этом временном отрезке истории показывает нам его обитателей, юношей и девушек, которые полностью поглощены творческим процессом, они увлечённо репетируют спектакля, премьера которого приучена к знаменательной исторической дате. Репетиционный процесс для них — это не только возможность абстрагироваться от суровых реалий окружающего мира, в нём они совершают невероятный путь познания, объектом которого не только театральное искусство, на этих репетициях каждый из них открывает мир человеческих отношений, совершают путь познания себя.
  Вторжения агрессивной среды в замкнутое пространство Дома Просвета позволяет зрителю двадцать первого возможности анализа механизма репрессий, процесса его работы от начальной до финальной точки его цикла. В изучении этого фактора человеческой жизни мы видим, что обитатели Дома Просвета полностью аполитичны, они далеки от какой-либо политической активности, но это не защищает их от карательной системы, для сталинской репрессивной машины они враги, презумпция невиновности для них не существует. Концепция репрессий однозначно определяет их чуждыми элементами и врагами и безальтернативно отправляет эти молодые жизни в жернова репрессивной машины. В противостоянии, построенной по формуле люди Дома Просвета vs машина политических репрессий мы видим неравное соотношение сил и это определяет его финал и судьбу его обитателей. В их истории кляуза-донос «доброжелателя» мотивирована «благим» намерением навести «порядок», она открывает символическую дверь для вторжения, проведения кровавых допросов, поиска внутренних врагов государства и иностранных шпионов.
Процесс разрушения пространства мирного сосуществования под действием деструктивных сил политических репрессий происходит по универсальной концепции в рамках которой пытки – это основной и главный метод получения доказательств виновности «подозреваемых», кровавые расправы и расстрелы для них инструмент запугивания и сеяния страха среди невинных людей. Трагедия людей Дома Просвета в своей основе похожа на многие другие того времени, но среди этих мрачных ликов эта история выделяется что в ней террор репрессий достигает своего максимума. Причиной его достижения, применения ничем не оправданной жестокости заключается в ненависти к обитателям Дома Просвета, так как его люди, живущие иной жизнью, использующие другие пути коммуникации с внешним миром, это внушают страх и ненависть властям. Их ненависть к людям живущим иной жизнью повышает градус негативных эмоций, побуждают их к особой жестокости в допросах, расправах и пытках, целью которых сломать волю людей Дома Просвета, заставить их доносить на ближних и таким образом превратиться в винтики и гаечки машины смерти. В результате анализа конфликта люди Дом Просвета vs репрессивная машина власти — это противостояние неравноценных противников, перевес сил на стороне власти, подобное соотношение определяет финал этой истории и объединяет её со многими другими реальными историческими свидетельствами зверств политических репрессий.
В сценической проекции этой трагедии двадцатого века Борис Шелковский прибегает к методу аутентичного приближения, в нём актёры исполняющие роли героев того времени люди многомерно приближены к их сценическим образам. Они люди одной возрастной группы, их жизнь и пространство самореализации и социализации также определятся их индивидуальными особенностями и невербальным общением. Эта форма аутентичного приближения практически нивелирует временную пропасть, разделяющую героев и их исполнителей.
В реалиях нашего динамичного двадцать первого века трагедия под названием «Дело глухонемых» это реальная возможность сохранение исторической памяти, а также уникальная возможность излечения нашего времени от общественно-политических и социальных недугов с различными предрассудками и предубеждениями, которые не полностью исчезли и продолжают в той или иной степени определять наше видение человека, понимание нормальности и индивидуальности.
Спектакль предоставляет нам возможность уникальную возможность увидеть героях и персонажах этой истории самих себя, переосмыслить парадигму своего восприятия людей и таким образом ступить на тропу гуманизма, следование по которой позволит нам избавиться от всех предубеждений и таким образом предотвратить дегуманизацию человеческого общества.    
Видеофрагмент и короткий анализ спектакля вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: 

Олег Калинка

Источник: https://proza.ru/2023/01/07/1136