Чувство ритма. «Гран-при» петербургского конкурса жестового пения достался школьникам из маленького Ейска

Чувство ритма. «Гран-при» петербургского конкурса жестового пения достался школьникам из маленького Ейска | Фото: pixabay

Как выбрать песню, если не слышишь мелодию? Как оценивать исполнение, если певец не издает ни звука? Фестиваль «Поющие руки» во Дворце учащейся молодежи проходил в 26‑й раз. Он открытый, по сути, всероссийский. Как сказал директор дворца Андрей Борщевский, география расширяется: в этом году приехали ребята из Казахстана и Белоруссии.

…Перед началом концерта молодая женщина в зрительном зале отчаянно машет обеими руками, старается привлечь чье‑то внимание. Окликать даже не пытается: ее не услышат. Руки зрителей порхают этакими бабочками: школьники и студенты колледжей (200 человек, 25 регионов) делятся впечатлениями: они уже несколько дней в Петербурге. Если слово не показать жестом, подключается дактильная речь: гибкие пальцы движутся быстро, как у пианиста-виртуоза, изображая буквы. Волей-неволей получается постоянное интенсивное упражнение на мелкую моторику — то самое, которое развивает мозг.

— Вы не представляете, какое это счастье, такие концерты! Как трудно было в пандемию, когда все по домам сидели. Глухим очень сложно было, — говорил потом председатель жюри Владимир Бочаров (он директор, художественный руководитель и режиссер Санкт-Петербургского театра глухих). — Творчество — это как свежий воздух через открытое окно.

Владимир Бочаров не сдерживает эмоций, и не только в силу темперамента:

— Жесты, артикуляция, эмоции — это все единая объяснительная система, чтобы собеседник быстрее понял. Глухой человек — прирожденный артист. Ему с детства приходится наращивать это актерское мастерство, чтобы его понимали слышащие: прохожие на улице, продавец в магазине, кондуктор в транспорте…

У конкурсантов разная степень нарушения слуха. Слабослышащим немного проще — но может подвести, например, разрядившийся слуховой аппарат или причуды акустики в зале. Поздно­оглохшим (слух пропал уже после того, как ребенок научился говорить) легче произносить слова, а вот говорить/петь руками немного сложнее, чем глухим от рождения.

Кто видел жестовое пение, знает: это невероятной красоты зрелище. Не сразу замечаешь, что в зрительном зале кто‑то из педагогов делает сдержанные пассы руками: слегка задает ритм. Если конкурсант поет и одновременно танцует, подсказки преподавателя он может не увидеть. Поэтому за занавесом, незаметно для публики, могут страховать «суфлеры», они тоже помогают.

Тема конкурса в этом году — «Школа». Педагоги намаялись в поисках современных песен. Хиты‑то больше про любовь, а не про школу. Впрочем, находили даже рэп. Вопрос на засыпку: изобразите жестом слово «синхрофазотрон» из знаменитой «Песенки первоклассника» («То ли еще будет ой-ой-ой»). Не получится. Только дактильной речью — пальцами, побуквенно.

Участники шоу типа «Голос» выбирают песню по мелодии. Неслышащий знакомится с песней по ее ритму, объясняет Владимир Бочаров. А когда исполняет, ориентируется на вибрацию, она передается от динамиков через пол, «как бы через тело проходит».

Владимир приводит в пример историю Андрея Драгунова — глухого парня, который стал звездой. Больше десяти лет танцует хип-хоп и брейк-данс в команде слышащих. В свое время команда заняла второе место на чемпионате Европы по хип-хопу, пятое — на чемпионате мира.

В конкурсе «Поющие руки» разные номинации — в том числе соло, дуэт, ансамбль. Жюри оценивает правильность жестов, сценическую культуру, артикуляцию. Жестовая речь, как и обычная, может быть и бескультурной, и безграмотной, говорит Владимир Бочаров. При этом в отличие от «обычного» русского языка в русском жестовом нет утвержденных правил. В разных городах могут быть какие‑то свои жесты, но Бочаров уверен, что должны быть образцы. И что сцена — это как раз то, что помогает сохранять культуру жестовой речи, правильной, красивой.

 Очень важно передавать смысл песенной фразы, — поясняет Ангелина Белостоцкая, актриса-диктор, сурдопереводчик, сурдопедагог. — Написанное слово «замок» может означать и дворец, и устройство, на которое запирают. Написание одно, а жесты разные. Сложно передавать метафоры: иногда жестом лучше пропеть не буквально то самое слово из песни, а другое, которое лучше передаст образ.

…Среди победителей в номинациях — ученики петербургских школ-интернатов № 1 Выборгского района и № 31 Невского района. А обладателем «Гран-при» по сумме баллов в номинациях стал ансамбль «Вдохновение» школы-интерната № 2 города Ейска Краснодарского края. Этот город в шесть раз меньше и Выборгского района, и Невского.

АНАСТАСИЯ ДОЛГОШЕВА
#ФЕСТИВАЛЬ#КОНКУРС#ШКОЛЬНИКИ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7399) от 19.04.2023 под заголовком «Чувство ритма».

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/chuvstvo-ritma-gran-pri-peterburgskogo-konkursa-zhestovogo-peniya-dostalsya-shkolnikam-iz-malenkogo-/