Вешалка

Наше СМИ побывало в гостях у удивительных людей, о которых многие даже ничего не слышали. Почему не слышали? Почему так мало информации об этом замечательном творческом коллективе? Мы решили исправить это и рассказать Вам о них.

Столкнулись мы с этим потрясающим явлением случайно и, признаться честно, были в восторге. Но обо всём по порядку.

Вот мы подходим к дверям в ожидании чего-то особенного и таинственного. Первое, что бросается в глаза — вешалка, ведь именно с неё, как известно, и начинается самый настоящий театр. Сделанная из металла белого цвета, по форме напоминающая скрипичный ключ с множеством затейливых завитков. Она невольно приковывала к себе взгляд. Отчего? Понимание этого пришло не сразу.

Вешалка, изображение №1

Проходим в кабинет директора и художественного руководителя театра Владимира Бочарова. Это не просто учредитель, а настоящий учитель, одержимый своим делом, человек, рассказывающий о возглавляемом им коллективе и его творческой деятельности как о родной семье. Все стены кабинета в фотографиях любимых спектаклей, дипломах и благодарственных письмах. Домашний уют, запах кофе и афиши, афиши, афиши. Поскольку мы, к сожалению, не сильны в жестовом языке, на помощь нашему СМИ пришла заместитель директора Театра глухих Елена Шигина. И вот начинается самое интересное и волнующее – откровенный разговор с создателями уникального «святилища» драматического искусства, поистине не знающего границ.

Агентство Особых Новостей (далее АОН): С чего всё началось?

Владимир Бочаров: Город Петербург всегда славился искусством. Самой значимой фигурой ещё в том далёком XVIII веке стал личный секретарь императрицы Екатерины II Иван Иванович Бецкой. Он почти что неизвестен миру глухих, хотя его имя по праву должно занимать достойное место в истории социализации людей с нарушениями слуха в России. За свою долгую жизнь он совершил много благородных дел на пользу «несчастно рожденным глухим и немым, слепым, калекам». Подобные народные училища тогда основывались во многих губерниях, а это значит, что где-то 33,5 тыс. глухих и немых взрослых и детей, не имеющих образования, получили возможность учиться. Позднее было создано первое в России Опытное Императорское училище глухонемых в Бастионе Императора Павла (БИП, Павловск). Затем некоторое время ушло на разработку программ для изучения театрального искусства и пантомимы в стенах училища. Уже в 1920-м году в Петрограде появился театральный кружок глухих. Спустя ещё два года на его базе был основан Петроградский Государственный Театр глухонемых «Пантомима», которым руководил Михаил Тагер-Карьелли, благодаря чему особняк великого князя Михаила Романова власти передали Городскому Союзу глухонемых под Дом труда и просвещения для лиц с нарушениями слуха (далее Домпросвет). На сегодняшний день Театр глухих является правопреемником того театра.

Вешалка, изображение №2

АОН: Как же всё-таки появился сегодняшний театр?

Владимир Бочаров: Я играл на сцене с детства, окончил не только общеобразовательную, но и партийно-комсомольскую школу, Политехникум Ленинградского восстановительного центра ВОГ в Павловске по трем специальностям: клубный работник, руководитель самодеятельного коллектива и педагог досуга. Потом за три года выучился на организатора социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургской Академии культуры, окончил режиссерские курсы, возглавлял Дом культуры Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского общества глухих (Английская набережная 54). Я был 26-м и последним директором и проработал на этой должности почти 12 лет, 31 год состою в обществе глухих. Мне хорошо известна история о театре «Пантомима», когда в 1984-м г. слышащий режиссёр Дронов ставил там различные пьесы, сценки и даже спектакль «Летят журавли». Могу сказать, что я поставил спектакль как второй в истории Петербурга глухой режиссер. Первого (Михаила Тагера-Карьелли, руководителя драмкружка Государственного Домпросвета глухонемых) расстреляли вместе с товарищами по ложному обвинению в шпионаже в 1937-м году. С тех пор с глухими и слабослышащими артистами работали только слышащие режиссеры. Уже впоследствии сняли кино по многим произведениям. На II Парадельфийских играх в Ижевске в номинации «Аудиовизуальное искусство» Театру глухих был вручён диплом второй степени за фильм «Зойкино ателье».

26 августа 2016 года мы с коллегами-единомышленниками основали Театр глухих, решив вернуть ему жизнь. Наша труппа присоединилась к нам в полном составе. Санкт-Петербургский театр глухих принимает тех лиц с проблемами слуха и речи, кто увлечён репертуарным театром, жестовым пением, хореографией, клоунадой, пантомимой, актёрским мастерством и кинотворчеством. Среди артистов Театра глухих есть место не только для начинающих дарований и талантливой молодёжи, но также для состоявшихся профессиональных актёров. Основу труппы театра составила неслышащая интеллигенция Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Вешалка, изображение №3

АОН: У всех есть самый любимый спектакль. Какой ваш самый-самый?

Владимир Бочаров: Все спектакли, поставленные именно в Театре глухих, самые любимые. А особенный спектакль – это «Любовь по-петербургски» — комедия-триллер по мотивам пьесы Робера Тома «Восемь любящих женщин», написанной в 1958-м году.

АОН: Кто вашему театру шьёт такие замечательные костюмы для спектаклей?

Владимир Бочаров: Все костюмы шьются руками самих артистов. Мы и придумываем образы, мы и создаём их. У нас есть замечательные и талантливые актрисы, которые ещё и рукоделием занимаются.

АОН: Насколько часто к вам приходят новые артисты, чтобы остаться в вашем творческом коллективе?

Владимир Бочаров: К сожалению, мы не можем себе позволить брать новых артистов. Никто не ушёл из труппы. У нас очень маленькие помещения: костюмерная, зал, где все репетиции расписаны по часам. Именно поэтому труппа театра не пополняется. Чтобы сыграть большой спектакль, мы арендуем помещение в городе.

Вешалка, изображение №4

АОН: А почему город не может выделить большое помещение?

Владимир Бочаров: Мы выбили это помещение (бывший детский сад) через Комитет имущественных отношений города. Нам могут дать большое помещение предлагали полздания дворца — не в этом проблема. За помещение надо платить (те же коммунальные услуги), а мы выживаем, как можем. У слышащих людей большой выбор: концертные залы, балет, мюзиклы, кинотеатры, театры, клубы… У глухих — нет ничего! Нам некуда пойти, чтобы провести время с семьей, с друзьями. Наш театр ставит спектакли на русском жестовом языке. Надо доказать, что хотя бы в больших городах должны быть Театры глухих и центры культуры и искусства для лиц с нарушениями слуха. Мы и дальше планируем упорно стараться решить вопрос о создании Государственного театра глухих в Санкт-Петербурге: пока жив — буду пробивать это! Наше государство признало 3 крупных общества: Всероссийское общество слепых(ВОС), Всероссийское общество глухих(ВОГ) и Всероссийское общество инвалидов(ВОИ). В тесном сотрудничестве с ними мы и должны работать.

АОН: На что же вы существуете сейчас?

Владимир Бочаров: Театр живёт на членские взносы и пожертвования, гранты и выручку от показа спектаклей. Актёры совмещают игру на сцене с другой работой.

Вешалка, изображение №5

АОН: Какие планы у вас на будущее?

Владимир Бочаров: Зрители требуют новых спектаклей! Людям нужен храм культуры и искусства — мы дадим им его. Это моя главная миссия в жизни для будущих поколений. Государственный театр глухих — это основная цель Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге». В первый раз поддержку Фонда президентских грантов России получила Автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский театр глухих», которой предоставлен грант на реализацию данного проекта. Это главный успех Театра глухих.

Время, отведённое на интервью, пронеслось незаметно. В театре начиналась репетиция, и нас провожали глаза талантливых артистов. Живые, необыкновенно выразительные глаза, в которых, кроме таланта и вдохновения, мы явственно увидели крик. Да, да, именно крик. Эти безумно одарённые люди кричали молча. Кричали всем своим существом. Не имея возможности говорить, они кричали жестами, мимикой, взглядом о том, что имеют право быть на сцене, играть по-настоящему, как завещал великий Станиславский, вызывая у зрителей подлинное потрясение. По сравнению с этим оглушительным криком души вся не столь радужная действительность, порождённая полным отсутствием какого бы то ни было финансирования, стала казаться мелочью. Но, как известно, дело у нас всегда за малым.

Вешалка, изображение №6

На прощание нам подарили книгу с автографом человека, горячо болеющего за это великое дело и уже навсегда вписавшего своё имя в историю театра. Очень хочется верить, что скоро он обязательно добьётся осуществления заветной мечты.

Уходя, мы снова невольно остановились у вешалки, на этот раз отчётливо почувствовав, что каждый её завиток будто олицетворяет собой поворот тернистого пути театра к своему расцвету. Поделившись друг с другом мыслью о том, что в будущем десятки, а может, даже и сотни таких вешалок будут встречать благодарных посетителей, мы радостно заулыбались, искренне восхищаясь силой духа удивительной труппы.

Уважаемые руководители и актёры Санкт-Петербургского театра глухих, примите наши искренние неутихающие овации! Удачи вам, вдохновения и сил выстоять в этом непростом мире!

Юлия Свистунова и Анастасия Абрамова – специально для Агентства Особых новостей (on24.media).

Источник: Агентство Особых новостей (on24.media), 10 сентября 2020 г, https://vk.com/@on24media-veshalka