Исскуство для всех: как в музее соединили историю благотворительности и музыку жестов

В Санкт-петербургском музее истории религий работает «Центр инклюзивных программ для людей с сенсорными нарушениями», где представили инклюзивную программу «Музей. Открытый доступ» и выставку «Благо твори и милосердствуй», на которой корреспондент «Филантропа» нашла много удивительного из истории благотворительности и жизни Антония Падуанского.

Человек, который хоть немного знает историю благотворительности в России, мог подумать поначалу, что анонсированная выставка ничем не сможет удивить — ну, расскажут о домах трудолюбия как о ранней форме нынешнего социального предпринимательства (они, кстати, появились еще до инициатив Иоанна Кронштадтского), покажут открытку с юным цесаревичем Алексеем, в матросской курточке и ящиком для сбора пожертвований в руках. Ну и, наверняка, в отдельной витрине — список иконы «с грошиками».

Статуя Святого Антония Падуанского. Фото автора

Однако опасения не оправдались — экспозиция покажется интересной даже тем, кто неплохо знаком с историей благотворительности.

Вот стоит гипсовый святой Антоний Падуанский, на плече у него лилия, на локте сидит младенец Иисус. Именно так и принято изображать святого Антония — с лилиями и младенцем. Только вот у скульптурного портрета знаменитого францисканца, помимо ребенка в руках булки (если по-питерски) или батоны (если по-московски). Из пояснительной записки узнаем удивительную историю: оказывается, в итальянском городе Падуя в XIII веке ребенок одной женщины утонул в бочке с водой. Убитая горем мать взмолилась: «Святой Антоний! Верни моего ребенка к жизни, и я пожертвую для бедных столько зерна, сколько весит мое дитя!» Случилось чудо, ребенок ожил, а в речи закрепилось выражение «хлеб святого Антония», означавшее сначала пожертвования, сделанные в благодарность за посылаемые святым чудеса, а в наши дни — вообще любое пожертвование.

Кроме статуи католического святого, среди экспонатов буддистский Авалокитешвара (бадхисатва, воплощающий сострадание), свиток Торы, развернутый на книге Второзаконие («Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим»), икона с камушком из Храма Гроба Господня, суры Корана и многое другое.

На выставку стоит идти и тем, кто увлекается историей религий, и тем, кто от темы религии бесконечно далек, — в конце концов, это разговор про базовые человеческие ценности, которые, зародившись в религиозных сообществах, прочно закрепились в сообществах светских.

Фото с официального сайта gmir.ru

Инклюзивное искусство

Но на этом внимание к социальным проблемам в музее не заканчивается. Экскурсии по выставке — так же, как и по всему музею — доступны для всех: для посетителей на колясках в музее есть подъемники и лифты, а сурдопереводчики, а также переводчики для слепоглухих, являются штатными сотрудниками музея, а не сторонними специалистами, привлекаемыми исключительно по требованию и в честь больших событий. В музее работает «Центр инклюзивных программ для людей с сенсорными нарушениями». В январе сотрудники музея, совместно со школой жестового языка «Образ» начали создание мобильного видеогида для людей с нарушениями слуха.

К открытию выставки приурочили специальную программу «Музей. Открытый доступ». 23 апреля вход в музей был свободным, бесплатно проводились экскурсии для людей с нарушениями слуха и для слепоглухих, открытые уроки обучения русскому жестовому языку от школы «Образ», был показан фильм «Слепоглухие. Мир на кончиках пальцев» от фонда «Со-единение».

Самым ярким событием программы «Музей. Открытый доступ» стало выступление артистов «Санкт-петербургского театра глухих» — они показали отрывок из спектакля «Зойкина квартира» и спели на жестовом языке.

О жестовом пении хочется рассказать отдельно. Казалось бы — чем оно отличается от танца? Те же движения под музыку, в такт заданному ритму. Но нет, в случае с жестовым пением речь если и идет о танце, то это танец самим словом. Слово воплощается в мимике, пластике, жесте и погружает зрителя-слушателя в эпицентр произносимого-показываемого. Пение, которое нельзя услышать с закрытыми глазами, делает зрителя соучастником, ведь отведи он взгляд — и песня исчезнет.

Санкт-петербургский театр глухих, существовавший еще 95 лет назад, был возрожден режиссером Владимиром Бочаровым в августе прошлого года. «В театре задействованы непрофессиональные актеры, однако все они проходят подготовку у профессиональных режиссеров. Наши актеры работают и учатся и театром занимаются по вечерам и в выходные», — поясняет он. Все выступления театра синхронно переводятся на обычный звучащий русский язык, таким образом не делая искусство глухих и слабослышащих людей продуктом «только для своих».

Выставка «Благо твори милосердствуй» в Музее истории религий (г.Санкт-Петербург) продлится до конца мая. А 28 мая на сцене культурного центра Троицкий состоится премьера спектакля «Восемь любящих женщин» «Санкт-Петербургского театра глухих».

Ада Афиногеева, http://philanthropy.ru/