Национальный театр глухих (США)

1Мы меняем жизнь людей через искусство, развлекая, просвещая и обучая наших зрителей.

Национальный театр глухих (НТГ) – поразительный пример возможности искусства менять жизнь. В 1967 году, когда открыли НТГ, язык жестов был как нечто постыдное. Таланты глухих людей оставались нераскрытыми.
НТГ показал миру, что язык жестов – красивый, мощный визуальный язык. Театральная публика и по сей день оказывается под впечатлением после посещения этого уникального театра. Видя наши спектакли, зрители испытывают глубину чувств и ощущений, которые не повторяются в другом месте. У некоторых зрителей в начале появления НТГ пропало чувство вины или жалости к глухим актерам. Вместо этого у зрителей открылись глаза, они открыли первую новую форму искусства двадцатого века. Глухие люди достигли новых высот в качестве актеров, их воспринимали в новом свете как интеллектуальных, трудоспособных людей, достойных равных прав.

2Национальный театр глухих играет важную роль в открытии многих других миров для общества глухих. Телетекст, телекоммуникационные устройства, переводчики жестового языка, двуязычное образование и двойная культура являются некоторыми из преимуществ работы НТГ. Два поколения детей видели Линду Бове на телепередаче «Улица Сезам». Обретение равного доступа к политике, социуму и культуре мира открывало двери шире с каждым днем. Нет примера более быстрой адаптации общества глухих в стране. Язык жестов является третьим наиболее используемым языком в Америке.

Национальный театр глухих через свое искусство сумел глубоко изменить социально-культурную атмосферу вокруг глухих людей. Благодаря своей форме искусства — театру, стали открываться двери для всего глухого населения. Магия заключалась в способности театра одновременно развлекать и давать знания.

Театр начал работать в 1967 году. На нынешний день труппа состоит из глухих и слышащих актеров. Каждое выступление разворачивается одновременно на двух языках: один для глаз (американский язык жестов), и другой для ушей (речь).

Небольшой экскурс в историю: в 1967 году:

  • на телевидении не было телетекста;
  • не было бегущей строки в срочных сообщениях;
  • только-только изобрели телефоны для глухих, оборудование было очень тяжелым, дорогим, и было недоступно большинству глухих людей;
  • не было услуги вызова полиции, пожарников и скорой – глухим оставалось надеяться на помощь слышащих соседей или своих слышащих детей;
  • не было услуг переводчика по телефону, а также не было профессиональных переводчиков жестового языка;
    был ограниченный выбор профессий. Типичными были: уборщики, пекари, швеи или печатники – профессии, не требующие общения с людьми.

anne_bancroft_patty_duke_miracle_worker_1_1960Интересный факт: идея об организации национального театра глухих возникла после постановки «Сотворившая чудо» на Бродвее в конце 1950-х годов. В сюжет легла история Хелен Келлер, слепоглухой девочки. Публику очень тронула часть представления, в которой Хелен таки научилась языку жестов, и ей открылся мир слов и фраз. Звезду шоу Энн Бэнкрофт и оператора Дэвида Хейса осенила одна и та же мысль, что жестовый язык должен занять место на мировой сцене как одна из форм театрального искусства.

После закрытия спектакля Дэвид Хейс не оставил свою мечту, и после десяти лет получил финансирование от Министерства образования и основал Национальный театр глухих – НТГ.

Было трудно начать продавать билеты на первое театральное представление. Честно говоря, продавцы билетов не могли представить себе спектакль с глухими актерами или как продать им билеты. Они думали, что на сцене будет что-то вроде пантомимы, и что покровители придут только из-за чувства жалости.
Некоторые организации по продаже билетов рискнули. Как только зрители увидели представление, все поменялось в секунду. Публика была в восторге от актерских способностей глухих актеров, красоты, глубины и охвата различных методик сценического мастерства. Воистину у актеров НТГ не было никаких ограничений на сцене.

Показав ценность и талант глухого актера, НТГ также показал ценность и талант самого глухого человека. НТГ стал катализатором перемен. У глухих людей появилось больше возможностей. Влияя на наших зрителей, НТГ доказал и до сих пор доказывает свою способность быть провокатором социальных изменений. Наше влияние и социальное, и образовательное, и театральное.

С помощью силы примера и образца для подражания, НТГ играет важную роль в следующем:

  • Снятие запрета с языка жестов.
  • Узаконивание использования языка жестов на телевидении, сцене и в кино.
  • Популяризация изучения языка жестов.
  • Обеспечение профессиональной подготовкой и трудоустройства глухих актеров.
  • Инновация для индустрии развлечений – использование глухих актеров.
  • Гордость за себя и за культуру для всех членов общества глухих.

У НТГ за спиной более сорока пяти лет гастролей по всей нации и по миру. Он является самой долгоживущей гастролирующей организацией в Соединенных Штатах. НТГ выступал во всех пятидесяти штатах, на всех семи континентах, выступал на Disney Channel, на улице Сезам, в Белом доме, для королевских семей во всем мире, а также на Бродвее. НТГ была первой организацией, которая поехала в Южную Африку, когда санкции были отменены, первой организацией с Запада, которая гастролировала в Китайской Народной Республике, представлял США в Лос-Анджелесе на фестивале олимпийского искусства, выступал в Тайване как американский культурный центр, представляющий Соединенные Штаты во время Deaflympics, и получил премию Тони.

Неудивительно, что Национальный театр глухих считается «Чудом, чтобы созерцать».

Перевод материалов и фото с сайта http://www.ntd.org/